Если в кратце, то более отзывчивым, разнообразным, интересным и живым. Для меня, интернет нулевых — это ICQ, форумы, непопулярность социальных сетей, текстовые ролевые игры, разнообразие и лояльность людей. В те времена, выход в интернет являлся сеансовым развлечением, подобно походу в кино. Не было никакой мании и необходимости постоянно держать при себе гаджет и обновлять ленту или список диалогов. Сложные маркетинговые схемы, аналитика, рекламные стратегии и таргетинг тогда просто не существовали. Интернет не использовался для бизнеса и направленной рекламы. Максимум, что можно было увидеть - забавные popup и clickunder баннеры, которые пестрили интересными, порой смешными, заголовками и просто без твоего желания открывали дополнительную вкладку. Никто не пытался тебе ничего продать или заманить тебя куда-то. Главное, интернет того времени был неинтересен государству, поэтому он был по-настоящему свободным и не имел никакой цензуры.
Готовы к путешествию в 2007 год? Если да, то поехали.
Так устроен человек, что эмоции, испытываемые им впервые, являются самыми яркими и запоминающимися. Отсюда вытекает такое явление как ностальгия - раньше и небо было голубее, и трава зеленее. Также и с интернетом у людей, заставших его на заре развития в русскоязычном сегменте. Для тех, кто был там вместе со мной, эта статья — приятный повод для воспоминаний, а для тех, кто вырос ВКонтакте - отличная ознакомительная статья, чтобы узнать с чего вся эта движуха начиналась и как все было устроено раньше.
В те уже далёкие времена не было социальных сетей. Конечно, особо умные соотнесут года про которые идёт речь с датой создания, скажем, ВКонтакте и начнут возмущаться. Контраргумент крайне прост: технически, социальные сети уже были, но они, во-первых, не пользовались популярностью, а во-вторых, совершенно были далеки от их текущих версий и представляли собой не сильно заманчивую площадку, на любителя, скажем так. Я не любил социальные сети в те года, как и множество моих знакомых. Они были откровенно неудобными, сырыми и непривычными. Социальная составляющая типа фотографий, информации о себе, каких-то стен и микроблогов считалась для нас дикой, ненужной и мешающей. Да, представьте себе, общались, смотрели видео, слушали музыку и читали новости мы на разных сайтах, и это никого не напрягало.
Торрент уже появился, но о повсеместной популярности речи не шло. В тренде были локалки, преимущественно местные, городские. Принцип работы крайне простой и напоминает обычный файлообменник, которых целый вагон и в наше время. Разница лишь в том, что сейчас они нужны строго для обмена, а тогда, при дефиците источников, это был единственный вариант полакомиться интересными файлами. Люди были рады каждой новой картинке и клипу, даже если не имели в них никакой необходимости.
В нулевых всем нравились в первую очередь быстрые мессенджеры, примерно как телеграм в наше время. Помимо всем известной аськи, были не менее крутые аналоги: QIP, Miranda и прочие, которые отличались более богатыми настройками и внешним видом. Это был целый ритуал, находить новые интересные более красивые и функциональные сборки и переходить на них, хвастаясь перед друзьями своей оригинальностью. Особым кайфом и хобби было использования статусов-иконок рядом с ником, было постоянное негласное соревнование по уникальности, красоте и стремлению выделиться в чужом контакт-листе. Существовали даже специальные сайты-сборники статусов для аськи.
Особой ценностью обладал UIN, который служил логином и меткой для поиска человека, чем он красивее и короче, тем круче. UINы, с момента создания ICQ начинались с трёх знаков, и дальше, с увеличением спроса становились длиннее. В момент моего прихода в интернет (2006 год), при регистрации можно было получить 9-ти значный номер. Но это совсем неинтересно, и никак не выделяет тебя из толпы, верно? Гораздо престижнее было иметь короткий и звучный номер, который можно было понтово произнести на слух. Существовали даже магазины по продаже коротких номерков с ценами от 1$ и выше. У меня имелся 7-ми значный 555-80-32, я был доволен и ощущал себя предельно гордо. Сейчас это может казаться забавным, но в те года велась серьёзная борьба за номера ICQ, их постоянно покупали и перепродавали, они выступали в роли ценных призов для конкурсов и розыгрышей.
В аське конечно общаться было круто и удобно, но этого было мало. Чтобы публично вести диалог одновременно с несколькими людьми, существовали различные тематические чаты и форумы. Форумы — это было интересно и спортивно. Все соревновались по количеству сообщений, репутации и креативности никнейма. Создатели ресурсов подстёгивали к этому, добавляя блоки с рейтингом самых активных пользователей, тем самым повышая желание писать больше сообщений. Да, сейчас, спустя года смотреть на это смешно, но тогда это был верх крутости и самовыражения. Спецсимволы, знаки торговой марки и зарегистрированного товарного продукта, всё это по нашему мнению, добавляло тебе элитарности. Форумы существуют и по сей день, но это уже далеко не та атмосфера.
Перспектива почувствовать себя героем какого-либо игрового сюжета, фильма или выдуманной истории основываясь на своей фантазии сыскала огромную популярность.
Организация текстовых ролевых игр была следующая: выбирался сюжет (мог быть произвольный, а мог прописываться заранее), распределись роли, создавался подфорум игры, содержащий темы с описанием локаций. За основу брался определенный мир, придуманный или существующий. Задача игроков — создание персонажа, которого они пытаются раскрыть, моделируя различные сюжетные ситуации. Каждый участник ролевой игры писал диалоги и действия в сообщении к определенной локации. Игра велась пошагово. Перемещение из локации в локацию также указывались.
На своей памяти, я организовывал ролевую игру по сериалу Южный Парк на тематическом форуме. Локации были: школа, дома персонажей, кабинеты учителей школы, дворы и так далее. Для атмосферности в первом посте к локации публиковалась вырезка этого места из кадра сериала. Игра проводилась полностью фристайлом, целью было максимально похоже и атмосферно играть выбранных героев, учитывая их особенности. Было очень увлекательно, будто сам создаёшь и моделируешь продолжение сериала.
На рассвете рунета все постоянно искали что-то новое и пытались выделиться, поэтому и старались пользоваться всем, что попадётся под руку. Например, многие отдавали предпочтение не только китами поискового мира — Яндексу и Гуглу. В обиход шёл и Рамблер, и AOL, и Alexa и прочие на сегодняшний день богом забытые сервисы. В те года хотелось попробовать все, и не было никакой предвзятости и авторитетности среди сайтов, они все были одинаково новыми и одинаково предпочтительными. Люди не стремились засесть на одном конкретном сайте, а постоянно искали новые и интересные ресурсы.
Такая же ситуация и с программным обеспечением, в том числе и браузерам. Всеми любимого Google Chrome не существовало, и за место на рабочих столах бились Mozila FireFox и Opera. Что осталось неизменным и по сей день, так это невостребованность Internet Explorer, которая еще с тех времен переросла в мем.
В обиходе был текстовый юмор, демотиваторы и мемы. Да, мемы были и тогда, правда совсем иные. Сейчас, старые мемы дали толчок для создания новых, в качестве насмешек и сарказма, но тогда это казалось действительно смешным и интересным.
LurkMore только появился, и являлся действительно прогрессивным и контркультурным юмористическим сайтом середины нулевых. По большому счёту, являлся сборником текстовых интернет-мемов, своеобразная Википедия, только в стиле своего времени.
Башорг, появившийся в 2004 году, находился на пике популярности, и имел в своём арсенале первое место в «Премии Рунета 2007». Баш, как его называли в народе, представлял собой сборник цитат и перлов из околокомпьютерного мира.
Язык падонкафф — отдельный мем, который захватил все способы общения в сети. Максимальное искажение слов и скачущий регистр — отличительные черты стиля.
Никому не нравилось, как сейчас, проводить время на одном сайте (речь идёт о ВКонтакте). Люди были постоянно в поиске и очень любили путешествовать по интернету. В те времена аудитория была ощутимо вовлеченнее. К новым проектам относились действительно с интересом и оценивали их по достоинству. Если говорить сильно обобщенно, то на чем большем количестве сайтов ты сидишь, тем это было круче! Была постоянная циркуляция аудитории, люди делились друг с другом новыми интересными найденными сайтами и вместе участвовали в их жизни: бесплатно работали модераторами, редакторами, ньюсмейкерами. Самой лучшей наградой было проявить себя в новой развивающейся сфере - интернете, о деньгах тогда никто не думал. Многие такие энтузиасты, получив бесценный опыт, в будущем развились до серьёзных высокооплачиваемых специалистов
Оставить комментарий, зарегистрироваться на сайте или подписаться на рассылку? Раз плюнуть. В наше же время даже через виджеты с автоматическим логином в социальных сетях не дождёшься ни от кого ни слова. В те времена пользователи были гораздо заинтересованне, активнее и добрее. Нарисовать бесплатно баннер, шапку или аватарку? Без проблем. На каждом крупном форуме была тема по бесплатному исполнению заказов в различных областях.
В середине 2000-х годов, создавать сайты было не так просто, как сейчас. Во-первых, не было столько информации в свободном доступе, интернет был достаточно скудным, в сравнении с сегодняшей его версией. Однако, самые смышленые и продвинутые всё же создавали собственные небольшие проекты и получали мощную дозу хайпа, потому что у другой половины интернет-населения даже стабильного интернета могло и не быть, не говоря уже о возможностях создания собственного сайта. Рацион рядового пользователя ограничивался несколькими сайтами, и когда появлялось что-то новое, то это сразу становилось всем интересно. Работ и усилий по продвижению прилагалось значительно меньше, посетители были голодны до новых площадок.
К концу нулевых, примерно году в 2007 случилась революция сайтостроения, появились конструкторы и бесплатные хостинги, сайт создать стало под силу почти каждому. Самое интересное, что при всём этом, спрос всё равно превышал предложение. Случился очень забавный парадокс - много сайтов, и все они с большой посещаемостью. Несмотря на то, что сайты плодились пачками, в том числе и откровенно некачественные, вакуум совсем не заполнялся и трафика хватало на всех. Очевидно, рано или поздно это должно было кончится, но в то время всё было гладко, легко и приятно.
Места было реально полно, выражение "резиновый" идеально подходило для интернета того времени. Навтыкал пару текстов на главную страницу с 1000500 раз повторяющимися желаемыми поисковыми запросами, добавил сайт во все каталоги-рейтинги, обменялся ссылками с такими же сайтоделами и взлетаешь. Сейчас это, слава богу (или нет?) пресекли, благодаря развитию новых поисковых алгоритмов.
Любая временна эпоха рано или поздно изживает себя и подходит к концу. Сменяются поколения, а новые вырастают уже на площадках своего времени. Социальные сети, в целом, заменили людям весь интернет. Все виды информации и развлечений, что могут понадобиться, доступны в рамках одного сайта. Зачем идти куда-то ещё?
Если вы поймали нотку ностальгии и были вместе со мной на рассвете рунета, ставьте лайк и делитесь статьёй с друзьями. Так я пойму, что люди той эпохи ещё живы и помнят былые времена :)