Search Engine Optimization — процесс адаптации сайта к наиболее эффективному поисковому индексированию, а в следствие повышению позиций в выдаче. Стандартный комплекс SEO-мер: составление правильных описаний и заголовков страниц, перелинковка (связь страниц между собой, чтобы ни одна страница не приводила в тупик), написание текстов с вхождением ключевых слов, повышение авторитетности сайта путём закупки ссылок. Однако, в настоящее время, исходя из выхода новых поисковых алгоритмов, появляются мнения, что SEO, как область деятельности, уже мертва.
Предположим, есть 10 одинаково хороших и информативных сайтов, отвечающих одному и тому же ключевому слову. Очевидно, что несколько сайтов располагаться на одной позиции не могут. Так как же поисковые системы решают кому отдать первое место, кому второе, и так далее? Учитывается множество факторов, некоторые из них всем известны, некоторые находятся под сомнением, а некоторые вообще покрыты тайной.
Из основного, что играет роль: уникальность контента, адаптивность дизайна, скорость загрузки, соответствие контента с описанием и заголовком сайта в выдаче, посещаемость сайта, среднее время проведенное каждым пользователем на странице, количество отказов (когда сайт закрыли в первые 15 секунд посещения), количество упоминаний о сайте на других источниках (авторитетность ресурса). Элементарно, чем больше людей посещают Ваш сайт и чем больше времени на нем проводят, тем интереснее и полезнее сайт с точки зрения поисковых систем, а значит, продвигается на первые строчки выдачи.
Данные алгоритмы призваны максимально повысить эффективность поиска, чтобы сайты, сделанные максимально удобными для людей и располагающие максимально точной информацией не проигрывали место в поисковой выдаче SEO-оптимизированным сайтам для заработка. Скорее всего, все эти алгоритмы и фильтры были введены как раз таки по причине создания кучи бесполезных страниц, нацеленных на привлечение трафика и заработка на нем. На деле такие сайты не имели ни грамма полезной информации для пользователя и получался так называемый кликбейт.
Алгоритм «Баден-Баден» от Яндекса создан для борьбы с переоптимизированными сайтами, в текстах которых настолько частое вхождение ключевых слов, что его просто становится неудобно читать. Вы наверняка ни раз замечали на страницах различных сайтов текста вида «Ищете как продвинуть сайт в интернете? Мы занимаемся продвижением сайтов в интернете. Нужно продвижение сайта? Пишите нам на почту чтобы заказать продвижение сайта в интернете». Чаще всего эти тексты являются информационным мусором, которые либо не несут никакой ценности, либо просто делают её трудной для восприятия. Страницы с такого вида материалами направлены строго на максимальное совпадение с поисковым запросом и привлечение трафика.
«Баден-Баден» призывает делать контент строго для людей, а не для поисковых машин, поскольку сайтами пользуются именно люди, и поисковая система делает все возможное, чтобы выдать пользователю максимально релевантный для него результат. Любая поисковая система старается показывать в результатах поиска те сайты, которые лучше справляются с этой задачей — то есть являются более удобными и информативными. Сайты, которые сделаны в первую очередь для привлечения поискового трафика, а не для того, чтобы принести пользу людям, отныне могут забыть о высоких позициях.
Оптимизация по ключевым словам никуда не делась, просто она изменилась. По сути, необходимы просто хорошие тексты по целевой тематике. Ведь хороший текст тем и отличается, что в нём автоматически окажутся нужные запросы. Выход для вебмастеров крайне простой — поставить аудиторию сайта на первое место в списке приортитетов и создавать контент, который будет полезен именно для неё. В противном случае, Ваш сайт ждёт ощутимый спад на долгое время.
Алгоритм «Минусинск» от Яндексa определяет сайты, которые применяют закупку SEO-ссылок для поискового продвижения, и ограничивает эти сайты в выдаче на срок до нескольких месяцев. Таким образом, использование ссылочного продвижения может привести к значительной потере трафика из поисковых систем. Возникает разумный вопрос: «А какая ссылка считается SEO-ссылкой?». Яндекс трактует это понятие крайне размыто: «ссылка, созданная повлиять на поисковые алгоритмы». В целом, данный фильтр борется с искусственным повышением авторитетности сайта и попыткой обмануть поисковую систему. Как уловить эту грань (между естественным размещением и покупным) Яндекс не сообщает. Когда речь заходит о рейтинге вашего сайта, не пытайтесь гнаться за количественными показателями в создании ссылок. Сосредоточьтесь на релевантных ссылках, актуальных именно для вашего контента. Продолжая пользоваться биржами ссылок и наращивать количество, а не качество, Вас могут ждать крайне серьёзные последствия — резкое падение трафика и позиций сайта в результатах по большинству запросов на 20 и более пунктов.
Откуда такая агрессия к SEO-ссылкам со стороны поисковиков? Всё просто — спрос на SEO-ссылки стимулирует наводнение интернета сотнями тысяч бесполезных сайтов, забитых повторяющимся или бессмысленным контентом. И эти сайты также участвуют в поисковой выдаче и, порой, мешают пользователю найти действительно нужную информацию.
Во время рассвета сайтостроения в рунете, поисковые системы не обладали такими грамотными механизмами. Прогнать сайт по каталогам в те времена было отличным решением, поскольку полученные оттуда ссылки быстро индексировались и сайт взлетал в поисковой выдаче засчёт повышения упоминаний.
В настоящее время поисковики обращают пристальное внимание на качество внешних ссылок, поэтому прогон по каталогам может не то чтобы помочь, а серьёзно навредить успехам проекта. На позиции сайта очень сильно влияет качество сайта-донора (того, где размещена ссылка). Обратная ссылка с качественного проекта, безусловно, пойдёт на пользу при любом раскладе, чего нельзя сказать о каталогах, которые являются, в прямом смысле слова, настоящими помойками интернета.
Несмотря на это, каталоги до сих пор существуют, а значит существуют и предприимчивые горе-специалисты, оказывающие платные услуги по размещению в них. Помните, лучше вообще не иметь обратных ссылок, чем иметь их от сайтов с сомнительной репутацией.
Для полноты картины стоит отметить, что существуют также и действительно полезные "белые" каталоги. Например, региональные, с рейтингом организаций или услуг. Такие площадки можно пересчитать по пальцам, а следственно термины "прогон" и "массовое добавление" к ним не применимы. Поэтому, в целом, ситуация остаётся таковой, какой она описана выше. Нужно быть очень разборчивым к площадкам, на которых планируете размещать ссылку на свой сайт.
Прямое влияние репостов и лайков страниц на позиции сайта представители поисковых систем отрицают, но в то же время утверждают, что публикуя материалы сайта в социальных сетях, можно повысить посещаемость, вовлеченность и иные поведенческие факторы, что в свою очередь благоприятно отразится на продвижении.
Среди вебмастеров существуют разные мнения и примеры, во всяком случае во всех системах SEO-анализа сайтов социальные сигналы высчитываются и демонстрируются, так что принебрегать публикацией ссылок во ВКонтакте, Facebook и Google+ не стоит. Кстати о последнем, в узких кругах еще с незапяматных времен отмечают безмерную любовь гугла к своей, казалось бы, никому не интересной социальной сети, так что ей точно стоит уделять внимание в целях продвижения своего проекта.
Что осталось от всеми известного и уже привычного SEO можно пересчитать по пальцам. Поисковые системы больше не позволяют попытки внешнего влияния на их выдачу. Однако, универсальный и честный способ продвижения был и будет всегда: делайте удобные, красивые и адаптивные сайты с действительно полезной и уникальной информацией. В таком случае, как утверждает Яндекс, сайт будет самостоятельно покорять результаты поиска. Можно ли сказать, что SEO мертво? В целом, да, но более правильным определением будет то, что оно значительно утратило свою важность и львиную долю рабочих методов.